Подчёркиваем определение правильно в предложении

Главные и второстепенные члены предложения: основные сведения

Подчёркиваем определение правильно в предложении

Все слова рассортированы по частям речи. Например, существительное, прилагательное, глагол, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко – необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль.

Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее – это «Кто?», «Что?». Сказуемое – «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве.

В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах.

Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании.

Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. Главные и второстепенные члены предложения также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее.

Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Примеры:

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Примеры:

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним.

Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего.

В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Примеры:

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам.

Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) – это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.).

Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется волнистая линия.

Примеры:

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется пунктирная линия. Вопросы косвенных падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Примеры:

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Примеры:

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица «Главные и второстепенные члены предложения»

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Источник: http://fb.ru/article/329246/glavnyie-i-vtorostepennyie-chlenyi-predlojeniya-osnovnyie-svedeniya

Синтаксис и семантика в пунктуации

Подчёркиваем определение правильно в предложении

– Какой это член предложения?
– Уточнение!

Из ученических ответов

Вместо введения

– Запишите, пожалуйста, предложение: В стороне, под раскидистой липой, расположилась жизнерадостная компания. Есть ли в этом предложении подлежащее? Правильно, Маша: компания.

А сказуемое? Верно, Алик, расположилась.

А какие здесь второстепенные члены? Как – уточнение? Разве у нас есть такой член предложения? Кто поможет Оле? Спасибо, Ира: это действительно уточняющее обстоятельство.

Похожие диалоги приходится вести всем учителям русского языка. Дело в том, что в существующей школьной традиции изучение синтаксиса в значительной степени подчинено нуждам пунктуации (кстати, не берусь утверждать, что это так уж неправильно).

При этом правила пунктуации, которые причудливым образом связаны как с синтаксическими, так и с семантическими характеристиками синтаксических единиц, зачастую неполны и неточны.

Это обусловлено преимущественно тем, что существующие правила далеки от теории, – они являются попыткой упорядочить и непротиворечиво описать пунктуационную практику.

Нечеткость формулировок неизбежно приводит к тому, что пунктуация современных текстов становится все менее устойчивой, а из-за этого и правила, в свою очередь, кажутся еще менее вразумительными.

На мой взгляд, сейчас было бы весьма полезно осознать принципы, неявно заложенные в правила, и критически их пересмотреть. Как знать, может быть, в следующей редакции правила русской пунктуации изменятся к лучшему. Не будем решать глобальные задачи, но кое-какие проблемы, связанные со смешением семантики и синтаксиса при разборе предложения, рассмотреть стоит.

Приложение и определение

Итак, в русском языке принято различать 5 членов предложения – подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Особняком стоит приложение, которое в школьной традиции аттестуют как «согласованное определение, выраженное существительным».

Его особое положение связано с его особыми семантическими характеристиками: если определение называет признак объекта, тем самым выделяя его среди других сходных объектов (так, в предложении Мише подарили красный мяч с помощью определения выделяется элемент множества мячей), то приложение задает альтернативный способ наименования уже названного объекта (например, в предложении Петров, переводчик, свой гонорар получил еще вчера). Школьники прекрасно ощущают семантические различия между приложениями и определениями: в частности, у них постоянно возникает вопрос, как подчеркивать приложение (как определение или так же, как тот член предложения, к которому оно относится).

Несложно научить ребят правильно аттестовать несогласованные определения, выраженные существительными:

Человек (какой?) с портфелем без стука вошел в кабинет (чей?) директора.

После небольшой тренировки ученики начинают хорошо понимать, чем несогласованные определения отличаются от дополнений (ср.

: Ваш сын играл (с чем?)с портфелем, бросал его чуть не до потолка и нечаянно ударил (кого?) директора!) и от обстоятельств (ср.

: Купите 2 тетради (какие?) в клеточку – но: Впишите полученный результат (куда?) в клеточку).

А вот называть при разборе предложения всякое приложение определением не будет ни ученик, ни учитель. Разберем ряд примеров.

Моя бабушка очень любила читать об Александре Сергеевиче Пушкине.

Аферист Бендер невероятно обаятелен.

Отцом Федором овладел дух стяжательства.

Не забавно ли, что корреспондент по фамилии Иезуитов работает в Ватикане?

Раскольников убил не только старуху процентщицу, но и ее сестру.

Даже в последнем случае, когда бездефисное написание приложения обосновывается сопоставлением со словосочетанием старая процентщица, только специально натренированный учитель может охарактеризовать слово старуху как определение.

Что касается предпоследнего примера, то и в нем (хотя легко поставить «правильный» вопрос: корреспондент (какой?) по фамилии Иезуитов) приложение семантически срастается с «определяемым» словом.

Такое семантическое сращение особенно характерно для необособленных и нераспространенных приложений.

Нераспространенные обособленные приложения обычно имеют обстоятельственный оттенок и семантически не сращиваются с тем словом, к которому относятся: Бендер, аферист, невероятно обаятелен (= «Бендер, хотя он и аферист, невероятно обаятелен»). Однако квалифицировать слово аферист как определение тоже однозначно не удается: мешает обстоятельственный оттенок.

Пожалуй, легче всего назвать определением обособленное распространенное приложение, лишенное обстоятельственного оттенка, – например, в предложении Александр Сергеевич Пушкин, величайший писатель своего времени, стал, по сути дела, создателем современного русского литературного языка.

И все-таки и ученики, и учителя в подобных случаях колеблются, а многие склонны включать обособленное распространенное приложение величайший писатель своего времени в состав подлежащего.

Не стану настаивать на каком-либо варианте как на единственно правильном – скажу лишь, что такая неустойчивость говорит о некорректности привычной формулировки «определение, выраженное существительным».

Итак, колебания при отнесении приложений к тому или иному члену предложения свидетельствуют: пожалуй, семантический аспект понятия «приложение» важнее, чем синтаксический.

При этом пунктуационное оформление приложения очень сильно зависит от синтаксических характеристик – порядка слов (приложение, находящееся в постпозиции, обосабливается практически всегда), распространенности (распространенные приложения обычно обосабливаются), вхождения в группу (обосабливается группа нераспространенных приложений).

Семантическая характеристика – наличие обстоятельственного оттенка – играет роль при обособлении одиночных нераспространенных приложений в препозиции к определяемому слову (примеры типа Бунтарь, Маяковский не мог остаться равнодушным по отношению к надвигающейся революции).

Приложение, уточнение, пояснение

Специфика приложений – одно из совпадающих по форме существительных определяет другое – в сочетании с характерным для русского языка свободным порядком слов создает трудности в определении того, какое из двух существительных является главным. Для решения этого вопроса приходится устанавливать наличие уточняющих или поясняющих отношений между существительными.

Понятия «уточнение», «уточняющий», «пояснение», «поясняющий» очень часто встречаются в учебниках и справочниках по пунктуации, однако нигде не определяются и не разъясняются. Попробуем сделать это.

Если какой-то объект назван именем нарицательным, то он тем самым отнесен к некоторому множеству. Иногда такого наименования бывает достаточно, чтобы точно определить участника описываемой ситуации, но порой говорящий не может найти однословный способ наименования, и ему приходится подбирать к существительному определения или приложения.

Например, стоит нам услышать предложение Мы с дочерью жили душа в душу и понимали друг друга почти без слов, как мы делаем вывод, что у автора высказывания единственная дочь.

Но если женщина, имеющая двух дочерей, захочет сказать В тот вечер я уже с первого взгляда поняла, что дочь чем-то расстроена, то ей придется уточнить свои слова (вместо дочьстаршая дочь или дочь Маша).

Легко увидеть, что множество, задаваемое словосочетанием типа определение + существительное, всегда меньше, чем множество, задаваемое тем же существительным (ср.: женщины – умные женщины, кошки – пушистые кошки, деревья – плодовые деревья).

Но об уточняющем характере определения по отношению к определяемому слову говорить не принято – разве только в очень экзотических для письменной речи случаях вроде Женщины – красивые – редко бывают просты в общении.

Поскольку такого рода отмеченность определения сопровождается нарушением нормального порядка слов и изменением интонационного контура, подобные конструкции можно квалифицировать как вставные конструкции – особенно если отмеченность маркируется еще и появлением вводного слова (например: Женщины – красивые по крайней мере – редко бывают просты в общении).

А вот говорить о том, что одно существительное может быть уточняющим по отношению к другому, принято: ведь любое из существительных задает множество, и одно из них может включать в себя другое или пересекаться с ним (к примеру, водоемы – пруды, цветы – розы, друзья – одноклассники и др.).

Вне контекста, конечно, уточнением является вид по отношению к роду, частное по отношению к общему, но в описании реальных ситуаций говорящий может устанавливать отношения уточнения между произвольными множествами, например: Мои давние знакомые, одноклассники моего брата, пригласили меня на концерт.

Что касается пояснения, то оно используется в тех случаях, когда говорящий на ходу корректирует выбранное наименование или предлагает сразу несколько вариантов наименований, например: Грибоедов, поклонник театра, мечтал увидеть свою пьесу на сцене или Талантливый дипломат, дальновидный политик, наш великий драматург был разочарован, когда понял, что его проект преобразований на Кавказе не вызвал у императора никакого интереса.

Заметим, что уточняющие и поясняющие приложения могут распространять и подлежащие, и сказуемые, и дополнения, и обстоятельства:

Общим для всех случаев такого рода является то, что приложение обозначает тот же объект, что и определяемое им слово.

Уточнение, пояснение плюс дополнение, обстоятельство

Уточняющие (поясняющие) отношения могут связывать не только существительные, которые обозначают один и тот же объект реальной действительности, но и различные объекты:

Однако подобного рода случаи возможны при намеренной подтасовке фактов: говорящий вначале пытается исказить истину, а потом по каким-то причинам решает сказать правду. Чаще всего при этом появляются пояснительный союз то есть, или выражение в смысле, или частица ну, или хотя бы специфическая интонация.

Когда говорящий решает обойтись без поясняющих союзов, в некоторых случаях слушающий не может отличить уточняющие (поясняющие) обстоятельства – реже дополнения – от однородных членов предложения.

Рассмотрим такое предложение.

Они скупали квартиры в центре, на Фрунзенской набережной(?) и перепродавали их втридорога.

Нужно ли ставить запятую вместо знака вопроса, зависит от того, сочтем ли мы, что Фрунзенская набережная является еще одним – наряду с самым центром города – выгодным районом (тогда обстоятельства однородны и запятая не нужна), или, напротив, решим, что на Фрунзенской набережной является уточняющим обстоятельством (тогда запятая нужна).

Как ни странно, такая двусмысленность бессоюзного сопряжения синтаксических единиц встречается довольно часто, в том числе и в различных тестах. Разумеется, подобное недопустимо, если пишущий хочет быть понятым однозначно, а на экзаменах такие случаи легко апеллировать.

Возможна такая неоднозначность и при бессоюзном сопряжении дополнений:

Надо учитывать человеческую природу, характер(?) и делать соответствующие поправки.

Только автор может сказать, имеет он в виду «и характер» или «то есть характер», и потому однозначная расстановка знаков препинания здесь невозможна.

А в предложении Я написала Марине, маминой подруге(?) и попросила прислать мне немного денег, не зная, идет ли речь об одном лице или нет, правильно расставить знаки невозможно: уточняющее приложение неотличимо от однородных дополнений.

Кстати, остается открытым вопрос о синтаксической роли однородных и уточняющих членов: являются ли вторые особой семантической разновидностью первых? Вроде бы да (косвенно в пользу этого свидетельствует то, что пояснительные союзы являются разновидностью соединительных союзов, а соединительные союзы связывают однородные члены), но прямо в учебниках об этом не написано.

Вместо заключения

Я намеренно не стала затрагивать вопрос о том, что такое уточняющие определения, потому что вся группа синтаксических и пунктуационных проблем, связанных с определениями, заслуживает особого разговора (надеюсь в ближайшем будущем написать об этом).

А вот о возможности установления уточняющих, поясняющих отношений между глаголами скажу сразу: семантически они, конечно, возможны, но особого пунктуационного оформления не получают, знаки препинания расставляются по схемам, принятым для однородных членов (ср.

: Щенок скачет, припрыгивает от нетерпения и заглядывает мне в глаза и Щенок скачет, лает и заглядывает мне в глаза).

Из всего, что было сказано в этой статье, вывод напрашивается только один: в новой редакции правил расстановки знаков препинания, а затем и в школьных учебниках совершенно необходимо навести порядок в описании семантико-синтаксических оснований русской пунктуации.

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200401403

Как подчеркиваются части речи

Подчёркиваем определение правильно в предложении

Русский язык изучается в школе с 1 по 11 класс, а потом его продолжают изучать в высших учебных заведениях (в зависимости от специальности).

Знание правил русского языка нужно не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или получить диплом, но и в дальнейшей жизни, ведь потом вам легче будет формулировать мысли и строить правильные, логически построенные предложения.

В частности, необходимо знать части речи и уметь их подчеркивать в предложениях.

Трудность заключается в том, что порой можно подзабыть и попросту запутаться. Поэтому правильнее всего будет иметь в своем рюкзаке специальную табличку, в которую при надобности можно будет подсмотреть, пока вы не выучите все эти правила наизусть.

1

Как подчеркиваются части речи — главные члены предложения

  • Главные члены в предложении – это подлежащее и сказуемое. Обычно в классическом понимании, подлежащее – это имя существительное, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», и подчеркивается прямой линией.

    Но стоит отметить то, что подлежащее может быть выражено любыми частями речи: прилагательным, причастием, наречием, всевозможными видами местоимения. Запомните, подлежащее обозначает субъект действия.

  • Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы действий, «что делал?», «что сделал?», «что происходит с предметом?» и т.д.

    Обычно сказуемое выражено глаголом, но бывают исключения, например, составное именное сказуемое «было холодно», где есть глагол связка + именная часть, выраженная прилагательным или существительным. Сказуемое подчеркивается двойной чертой.

Важно! Не всегда в предложении подлежащее и сказуемое встречаются вместе, существуют односоставные предложения, которые имеют только один главный член. Примеры односоставных предложений: Утро. Было пасмурно. Прощай же, море!

2

Как подчеркиваются части речи — второстепенные члены предложения

  • Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:
    Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.

    д.: Шумели листья березы.

  • Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.

    Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.

    Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:

    Говорю о друге.

  • Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.

Обстоятельства бывают:

  • Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
  • Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
  • Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
  • Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
  • Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
  • Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
  • Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
  • Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.

Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.

Источник: http://SovetClub.ru/kak-podcherkivayutsya-chasti-rechi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.